Вместо пяти - одна: история Логойского храма

В XV веке польский король Казимир IV  отдал город во владения князей Чарторыйских.  А 1505 год стал для города трагическим. Он был разрушен перекопскими татарами Мехмед Герая. В описании этого события впервые упоминается Богоявленская церковь, которая находилась на территории замка и была уничтожена вместе с ним. Все грамоты и  привилеи на владение князей сгорели. Не пощадили татары во время набега местное население. Также в начале XVI века упоминалась Пречистенская церковь. Находилась она на возвышенности над рекой и была окружена кладбищем. После разрушения Богоявленского храма богослужения продолжились в ней. Чтобы поддержать в те непростые времена верующих, князь Константин Острожский  наделил приход правом получать ежегодно с его имения Прилепы пожертвования в виде денег и меда.

В 1531 году город перешел во владения Василия Тышкевича. Случилось это после того, как он связал себя брачными узами с Александрой Чарторыйской. Василий заново отстроил замок и церковь. Вскоре он стал полноправным владельцем Логойска, после того, как выкупил оставшуюся его часть у второй дочки князя. В это же время при замке был основан монастырь. Он, как и восстановленный храм, носил название Богоявленского.

В 1596 году была принята Брестская уния. Она привела к упразднению многих православных храмов в пользу униатов. Логойск и его окрестности это событие обошло стороной, так как по вероисповеданию местная шляхта в лице Юрия Тышкевича была православной. В 1630 году пожар уничтожил Богоявленский храм и одноименный монастырь. Тышкевичи приняли решение не восстанавливать сгоревшие постройки. Обитель  перенесли в фольварк Селец, что в 9 км от Логойска. Освящена она была во имя Воскресения Господня. 

Униатство пришло на логойские земли в  1752 году, когда бискуп Жмудский Антоний Тышкевич выкупил город у непутевых наследников Юрия и восстановил разрушенную Богоявленскую церковь на территории замка. Именно он отобрал у православных монастырь в Сельце и передал его базилианам, который к началу XIX века пришел в упадок и впоследствии был закрыт. 

Возвращение православной веры в Логойск пришлось на 1834 год, когда настоятель Леонтий Пигулевский  освятил новоустроенный престол во имя Богоявления. В середине XVI века в городе насчитывалось 5 церквей: Николаевская, Богаявленская, Спасо-Преображенская, Георгиевская и Пречистенская. Сохранился план Логойска, составленный 1 июля 1840 года.  На  нем обозначены некоторые храмы и принадлежащие им земли.

Все Логойские церкви к середине XVI века довольно обветшали. Их ремонт требовал больших средств. В связи с этим власти решили вместо пяти деревянных храмов  возвести в Логойске один каменный на месте Пречистенского, который находилась на возвышенности над рекой и был окружен кладбищем.  Вот как описан новый приход, построенный в 1866 году, в «Описании церквей и приходов Минской епархии, составленной по сведениям от причтов»:

«Приходская церковь, расположенная в самом местечке, построенная в 1866 году на отпущенную правительственную сумму, в количестве 14.500 рублей. Зданием каменная, устроенная продолговатым прямоугольником с одним открытым куполом на средине здания и колокольнею во фронтонной части. Окна расположены в два яруса, дверей трое. Внутренняя вместительность 700 человек. В архиве церковном метрические книги хранятся с 1822 года, а исповедальные росписи с 1851. В колокольне помещается 5 колоколов. Погост церковный обнесен деревянною штакетною оградой. При постройке настоящей церкви был скрыт гроб Епископа, по предложению Болтримовича, проживавшего на покое в бывшем Логойском монастыре. Кладбищ в приходе 6 и на четырех из них устроены кладбищенские церкви и имеется одна приписная».

В 1879 году приход Свято-Никольского храма состоял из жителей деревень Гостиловичи, Рудня, Понизовье, Пархово, Нивки, Заозерье и Подонки (ныне Заозерье). Мужчин в нем числилось 608, а женщин 658. Доход церкви в год равнялся 150 рублям серебром, которого на тот момент в нем содержалось около 18 грамм. Так же при храме существовало церковно-приходское попечительство. Грамотных среди прихожан было лишь 8%.  

Начало ХХ века для Свято-Николаевской церкви связано, прежде всего, с возвращением на родину древней православной реликвии – иконы Логойской Божьей Матери. До 1907 года чудотворный образ считался утерянным.  Нашелся он в частной коллекции археолога, историка и краеведа Генриха Татура, который выкупил ее у одного из братьев Тышкевичей. В связи с этим знаменательным событием 110 лет назад 8 сентября был устроен многотысячный  крестный ход.

Конец 20-х годов стал трагическим для Свято-Николаевской церкви. Был арестован и сослан в лагеря отец Василий Вержблович. В закрытом храме большевики устроили склад зерна.  Но в 1941 году к своей пастве вернулся репрессированный священник, службы возобновились снова и не прекращаются по сегодняшний день.

Александр Климовец, «РК».

В статье использованы материалы из Государственного Исторического Архива Беларуси.