Новости
"Минщина удивительная": Копыльский район
главное
1946 дня(-ей) назад
2
4

Копыльский район расположен в другой части Минской области. Граничит с Несвижским, Клецким, Слуцким, Солигорским, Узденским, Столбцовским регионами. Путешественники пишут, что у самого Копыля очень эффектный рельеф. Центральная площадь его расположена на верхушке высоченного холма, но так как весь город на ней не умещается, застройка вынуждена каскадами спускаться к подножию, в долину местной речушки Мажа. "Стаіць на пагорках, на ста сямі горках мой любы, мой родны Капыль", -- так написал когда-то белорусский поэт, уроженец этого края Микола Хведорович. Не правда ли, чем-то такая местность нам, логойчанам, знакома?..

Что еще можно увидеть на Копыльщине – читайте в очередном выпуске «Минщины удивительной».

Пожалуй, самая широко популяризируемая в последнее время «достопримечательность» Копыльского района относится к нематериальному культурному наследию ЮНЕСКО. Это колядный обряд «Цари», который проводится на старый Новый год в агрогородке Семежево.

Появился он здесь в конце ХIХ века и вдохновили местных жителей на его сотворение…солдаты русского царского войска. Дело в том, что после третьего раздела Речи Посполитой (1795 год) в деревне Семежево, перешедшей во владение царской России, некоторое время размещался солдатских лагерь. То ли от великой любви к кулинарным традициям белорусов, то ли от безделья, то ли по доброте христианской, но каждый Новый год военные ходили по крестьянским домам и поздравляли хозяев с праздником. Когда же они уехали, местные продолжили традицию поздравлений в «солдатской» форме.

От дома к дому в Щедрый вечер ходят 7 стройных кавалеров-солдат. Неженатые молодые парни одеты «с иголочки»: белые парадные костюмы, начищенные до блеска ботинки, нагрудные кресты, высокие головные уборы с праздничными лентами, крест-накрест перевязанные красные пояса с традиционным семежевским орнаментом. Сопровождает в их походе по деревне «врач» с огромных размеров атрибутами, соответствующими профессии, «баба» -- переодетый в женскую одежду парень -- и «дед» (который наоборот – девушка).

В каждом доме «Колядные цари» разыгрывают сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан». «Солдаты» показывают сценку о встрече, ссоре и драке царей, врач – лечит побежденного царя Мамая, а баба с дедом в это время демонстративно пытаются украсть что-нибудь «плохо лежащее». По окончанию похода по деревне всех участников ожидает щедрое угощение. Ведь ни из одного дома «царей» не отпускают без традиционных кулинарных даров – пирогов, колбасы, сала и пр.

Все знают о знаменитых слуцких поясах. Но соседняя с этим районом Копыльщина тоже является древним центром ткачества. В 1652 г. в Копыле начал свою деятельность крупный ткаческий цех. Именно тогда здесь сложились основные типы одежды и других тканных изделий, были разработаны виды орнаментов, которые дошли до нашего времени. Копыльские мастерицы бережно сохранили их до потомков.

И сейчас здесь все в том же аг. Семежево даже работает школа ткачей. Техника закладного ткачества красно-белых ручников, которой обучают здесь, занесена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Семежевские ткачихи издавна ткали и простое полотно, и красивые орнаментированные вещи. Для их отделки использовали кропотливую ручную технику закладного ткачества. С течением времени сложился особенный арсенал семежевских мотивов -- довольно крупных лаконичных фигур с плоским ступенчатым ​​контуром. Местные рушники стали ярким явлением в народном искусстве Беларуси. Их особенность заключается в строгом красно-белом колорите и силуэтном характере несложного по очертаниям, но очень четкого геометрического, растительного и зооморфного орнамента, упорядоченного в бордюрные композиции.

Древнее городище, которое находится в самом Копыле, -- еще одна его достопримечательность. Датируется оно VI в. до н. э. – IX в. н. э.

Есть предположение, что и название Копыль (Капыль) произошло от слова "капище" -- части языческого храма под открытым небом, предназначенной для установки изображений богов или иных сакральных предметов.

Позже на этом месте был построен замок. Легенда гласит, что в нем жил князь. Однажды в реке утонул маленький мальчик. Решили, что виноват в этом князь, поскольку у него былаи возможность спасти ребенка. Тогда местная колдунья прокляла замок. Земля расступилась и поглотила строение, а на месте его появилась гора. Ее и назвали Замковой.

С 2000 г. в Копыле с периодичностью раз в три года проходит областной фестиваль игры и юмора «Капыльскія пацехі». Традиции народной игры и юмора Копыльщина сохраняет издавна. В 1990 г. на базе районного Центра культуры был создан первый в области театр игры «Капыльскія пацехі», который и стал инициатором фестиваля. Любительские коллективы и отдельные исполнители выступают здесь в разных жанрах: театрализованная юмористическая и игровая программы, инсценировки басен, фельетоны, юморески, розыгрыши, юмористические танцы, пародии, частушки и т. д. В программу включаются также произведения белорусских сатириков.

Советское наследие монументально-декоративного искусства – еще одна особенность 10-тысячного райцентра.

Вот как, например, украшены здесь школа и детский сад, магазин и поликлиника.