Станция московского метро «Мичуринский проспект» Большой кольцевой линии является одной из самых красивых. И в этом немалая заслуга логойских мастеров завода КТМ.
Сделанные ими аллюминиевые листы с нанесенной на них гальванической печатью в виде “лепестков” использовались при изготовлении сотовых кассет для отделки стен, потолков и подвесных декоративных панно на станции.
-- Мы также имеем непосредственное отношение к оформлению еще одной станции московского метрополитена – «Зюзино» -- и нескольких интересных объектов, построенных за последнее время в разных странах, -- пояснил директор КТМ-2000 Тарас Гвоздков. – Они уникальны применением новых технологий анодирования алюминия.
Завод в Логойске имеет хорошую инженерно-техническую и конструкторскую базу, цех механообработки и одну из самых прогрессивных на территории СНГ линий для нанесения гальванических покрытий на алюминиевые изделия, которые востребованы в промышленности, строительстве и архитектуре.
Заводчане делают продукцию не только максимально защищенную от коррозии, но и радующую глаз эстетически благодаря анодированию. Это процесс создания оксидной пленки на поверхности алюминиевых сплавов. Пройдя через 21 ванну с разными растворами, они получают высокую степень защиты от разных воздействий, не боятся ультрафиолетовых лучей, сколов, трещин, отслоений, не горят и легко очищаются от граффити. А еще алюминий – экологически чистый и пригодный для дальнейшей переработки материал.
-- Этим обуславливается востребованность наших изделий, -- рассказал нам во время посещения завода в Логойске его руководитель Евгений Гвоздков. – Наши отделочные профили давно и с наилучшей стороны зарекомендовали себя в строительной индустрии. В промышленности специальные профили и рифленые листы используются, например, для отделки рабочих отсеков пожарных машин, которые изготавливаются в Борисове. Элементы внутренней начинки электричек швейцарской фирмы «Штадлер», которые собирают в Фаниполе, тоже выполнены из анодированного алюминия.
Настоящим прорывом стало для завода анодирование листового алюминия для облицовки зданий. По словам Евгения Николаевича, начинали они с классического анодирования в соответствии со стандартом Qualanod, лицензию на который логойчане продлевают каждый год. Их так называемые «живые» фасады украшают здания не только в Минске, но и в разных городах мира.
Это позволило коллективу сделать новый шаг, которым стало внедрение технологии цветного анодирования по системе Sandalor, лицензию на которую в мире имеют всего 8 предприятий. Сейчас наши мастера могут придать алюминию порядка 60 оттенков, хотя окрашивание – очень сложный процесс. Но взглянув на результат, понимаешь, что это того стоит.
А еще мастера КТМ единственные в Восточной Европе используют технологию гальвано-печати.
-- Она давно известна, -- пояснил Тарас Гвоздков. – Однако не так просто применить ее на практике. Для этого необходимо дорогостоящие широкоформатных принтеры, которых было только два -- в Голландии и Швейцарии. Приобрести такой нам помог в случай. Дело в том, наш коллектив всячески поддерживает спорт. Вот почему мы сразу же приняли предложение поучаствовать в создании белорусских лыжероллеров. Этот проект стал примером эффективного сотрудничества государства и частного бизнеса. Нам помогли с покупкой принтера размером 1,8х1,2 м. Таким образом, появилась возможность использовать гальвано-печать для нанесения символики на спортивное оборудование. За два года было изготовлено 5 тысяч лыжероллеров, в том числе именные для Президента страны и спортсменов с мировым именем.
Новая технология анодирования с гальванопечатью DigitELOX не только в разы повышает защитные качества алюминия, но и обеспечивает полноцветное изображение невероятной четкости. Такая металлографика может украшать фасады зданий, применяться для создания панно, информационных табличек, картин, рисунков. Например, в национальном аэропорту “Минск” есть огромное панно из 18 панелей, подобные украшают подземный зал на площади Победы.
--Мы всегда смотрим вперед: участвуем в выставках, конференциях -- везде, где можно продемонстрировать собственные достижения и поучиться чему-то у других, -- подвел итог беседы Тарас Гвоздков. – Надеемся, что в ближайшее время получим заказ на оформление еще двух станций московского метро и Национального космического центра.
Подробнее -- в газете "Родны край" 1 апреля 2023 года.
Фото из архивов завода.