Новости
В чем новизна предлагаемых изменений в избирательное законодательство
главное
534 дня(-ей) назад
2
4

2 ноября на Правовом форуме Беларуси завершилось широкое общественное обсуждение проектов двух важнейших законов нашей страны — «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» и «О Всебелорусском народном собрании». И в этом действе видится не просто одно из проявлений настоящей демократии, а куда более глубокий смысл. В чем же новизна предлагаемых изменений в избирательное законодательство и перспективность его всенародной ревизии и совершенствования?

Совершенствование избирательного процесса

Главные изменения в Избирательный кодекс предлагаются такими.

Специальным разделом определен порядок избрания делегатов ВНС от местных Советов депутатов и гражданского общества.

Окружные и районные в Минске комиссии по выборам депутатов областных и Минского городского Советов образовываться не будут: их функции перейдут 110 окружным комиссиям по выборам депутатов Палаты представителей.

Уменьшено количество членов районных, городских, поселковых и сельских комиссий. Количество членов участковых комиссий остается прежним (5 — 19 человек).

Возрастной ценз для кандидатов в ­Президенты увеличен до 40 лет, ценз оседлости — до 20 лет;

Установлено не более двух сроков, на которые может быть избрано ­Президентом одно и то же лицо.

Регламентированы процедуры признания выборов неконституционными или нелегитимными.

Сокращен срок на аккредитацию национальных наблюдателей до дня досрочного голосования.

Оптимизированы сроки выборов в Совет Республики: они будут организованы после единого дня голосования депутатами местных Советов нового, 29_го созыва.

Участки для голосования за рубежом образовываться не будут.

Предложено отменить порог явки на выборах депутатов Палаты представителей по аналогии с выборами в местные Советы.

Изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета: 1 процент от избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 ­подписей.

Лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, предоставлено право голосовать.

Председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Карпенко подчеркивает еще один важный момент совершенствования избирательного процесса — его полную и безусловную демократичность:

— Законопроект об изменении Избирательного кодекса соответствует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках стран СНГ, которая существует уже 20 лет. Стоит отметить, что страны — члены ОБСЕ до сих пор не выработали подобного концептуального документа. Отсюда порождение двойных стандартов к оценке выборов в разных странах. Я же, как Председатель ЦИК, буду руководствоваться исключительно Конституцией и тем Избирательным кодексом, который будет принят. И мы готовы в рамках обсуждения законопроекта учитывать замечания и предложения граждан.

Настоящая демократия

О демократичности стоит сказать отдельно. Прошедшее в Беларуси общественное обсуждение своей массовостью и открытостью явило собой полный контраст с не первый год увядающей западной демократией. Еще по итогам 2018 года (задолго до пандемии, обострения кризиса мигрантов, санкционных бумерангов и газовых войн) исследовательская группа Economist Intelligence Unit журнала «Экономист» констатировала, что «демократия в Европе испытывает трудности в большей степени, чем в любом другом регионе мира». Эксперты отмечали, что в странах Западной Европы состояние демократических институтов ухудшалось третий год подряд. Впрочем, еще хуже дела обстояли в известных своим менторством Польше, Чехии и прочих странах Восточной Европы. «С тех пор как эксперты Economist начали составлять рейтинг в 2006 году, состояние демократии на территории бывшего советского блока постоянно изменялось к худшему», — констатировал телеканал Еuronews.

И именно эти страны постоянно обвиняют Беларусь в недемократичности! Впрочем, заведующий отделом социологии государственного управления института социологии НАН Беларуси кандидат философских наук, доцент Николай Щёкин тому совсем не удивлен:

— Белорусская модель государственности на сегодня является, пожалуй, одной из самых народных и демократических в мире, так как полностью соблюдается принцип баланса доверия власти и общества на основе справедливости.

Именно поэтому и референдум по обновленной Конституции, и всенародное обсуждение проектов законов об изменениях в Избирательный кодекс и о ВНС стали своего рода гарантированным стратегическим переходом на новый цивилизационно_исторический этап своего развития. Беларусь в развитии демократических процедур и принципов обогнала большинство стран мира на десятилетия.

Причем белорусская демократия не требует какого_либо признания со стороны коллективного Запада, подчеркивает эксперт и обращает внимание на существенный рост политического самосознания соотечественников:

— Некоторые сомневались, а примут ли конституционную и избирательную реформу граждане, поймут ли. И приняли, и поняли! Глава государства нашел тот универсальный ключ к сердцу (как всей нации, так и каждого), который раскрыл безграничные возможности личности не только в управлении страной, но и в формировании справедливой системы государственного управления. Прошедший марафон по разъяснению и обсуждению двух законопроектов стал своего рода университетом для всего белорусского народа и еще раз проявил зрелость белорусской государственности.

Белорусская модель демократии, основанная на диалоге, взаимоуважении, свободном волеизъявлении, законности и справедливости, уже проявила себя как высшее достижение исторической правды. И на этом работа не должна останавливаться: мы еще только в начале сложного, но исторически верного белорусского пути.

Достойно распространения

Нельзя не обратить внимания и на оперативность как подготовки важнейших законопроектов страны парламентариями и экспертами, так и общественного обсуждения их. Еще в ноябре 2020 года Глава государства подписал Указ № 415 «О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности», которым была введена плановая подготовка законов, а также правовых актов ­Президента и Правительства.

И ныне ориентированность нашей страны на экспорт можно смело относить не только к сфере товаров и услуг, но и к весьма перспективной и по_настоящему демократической модели законотворчества.

На состоявшейся по итогам общественного обсуждения пресс_конференции в Минске директор Национального центра правовой информации Беларуси Андрей Мательский подчеркнул:

— Наличие многочисленных диалоговых площадок, возможность людям прийти, послушать, задать вопросы и вместе выработать какие_либо общие подходы — это действительно уникальный опыт, заслуживающий внимания. И аналогов подобному на постсоветском пространстве мы на сегодняшний день не видим. Поэтому лично я предложение распространить такой опыт за пределы страны хорошо понимаю и разделяю. А мы со своей стороны уже думаем о технической компоненте совершенствования этого ресурса — сделать его еще более наглядным и доступным, еще более удобным для наших граждан.

СКАЗАНО

­Президент Беларуси ­Александр ­Лукашенко:

— К обновлению Избирательного кодекса мы должны подойти системно и грамотно. Это важнейший законодательный акт, по которому осуществляются электоральные процессы в стране, начиная от республиканских референдумов и заканчивая сельскими Советами. В данном документе все должно быть понятно и для избирателей, и для членов комиссий.

На совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства, 20 октября 2022 года.