Новости
История знает немало примеров, когда учителя подвергались гонениям — Турчин
главное
1335 дня(-ей) назад
2
4

«Образование Минщины — современный драйвер развития экономики» — под таким названием в Борисове организовали традиционную августовскую конференцию педагогических работников. На ней руководитель Минской области Александр Турчин наградил учителей центрального региона, поприветствовал молодых специалистов и поздравил с началом учебного года. Кому повезет учиться у педагога со званием «лучший» в этом учебном году и как прошла первая рабочая неделя у молодых специалистов — узнавал МЛЫН.BY.

На торжественное мероприятие съехались лучшие педагоги Минской области, молодые специалисты, ветераны педагогического труда. Всего же принять участие в конференции смогли более двух тысяч человек, правда, онлайн — в этот день была организована трансляция в студиях 22 районов и Жодино.

Участников конференции поприветствовал председатель Минского облисполкома Александр Турчин:

— История знает немало примеров, когда темные силы брали верх и носители знаний подвергались гонениям. Но правда всегда побеждала. Человечество понимало, что без верного проводника в мир света и добра, цивилизацию ждет лишь хаос и крах. Даже в непростые 90-е годы, когда рушились государства, исчезали одни и появлялись другие центры силы, учитель оставался одной из опор общества, примером самоотдачи верности выбранному делу, незыблемым авторитетом, к которому с уважением относились все — будь то вчерашний школьник, партийный работник или представитель преступного мира. Даже тогда, 30 лет назад, мы не могли себе позволить не то что сделать плохое, а публично высказать неуважение учителю. Даже если считали, что он неправ. События последнего времени показали, насколько хрупкими могут быть незыблемые на первый взгляд вещи. С легкостью искажаются ценностные и духовные ориентиры в обществе, возводятся границы там, где их вчера еще не было. И сегодня каждый здравомыслящий человек понимает — насколько сложно, но принципиально важно остаться в этих условиях честным перед самим собой. Сохранить в себе чувства сострадания, справедливости и неравнодушия. Все эти качества в полной мере присущи нашим учителям.

Глава столичного региона подчеркнул, что Минский облисполком, Президент никогда не оставляли и не оставят без своего внимания сферу образования.

— Из года в год мы строим новые учебные заведения, наполняем классы современным оборудованием, и с помощью педагога делаем процесс обучения увлекательным и, что не менее важно, отвечающим потребностям цифровой экономики, — сказал Александр Турчин. — Это приносит свои результаты. Только по итогам прошлого учебного года у нас в области практически вдвое увеличилось количество медалистов, победителей олимпиад и тех ребят, которые получили на централизованном тестировании высший балл. Это весомый вклад в главное богатство любого государства — его человеческий потенциал.

С особым трепетом принимала приз «Хрустальная синица» и звание «Учитель года Минской области» Полина Потапенко. Она — учитель французского языка в СШ № 5 Жодино. Теперь ее ученики могут с гордостью говорить: «Учимся у лучшего педагога Минской области»! Звание получила в номинации иностранные языки. К нему стремятся многие учителя, но не у всех получается. Говорит, путь к нему был не прост. Нужно было пройти несколько этапов конкурса: отборочный тур в школе, затем в городе и на области.

— Проводила открытые уроки в «чужих» классах, писала обобщение своей педагогической деятельности, готовила самопредставление, видеоуроки, открытый урок-экспромт, прошла психолого-педагогическое тестирование, — уточняет педагог.

Фишка Полины — ее творческий подход к проведению урока. Она выходит за рамки школьной программы, да и из стен школы тоже.

— Если на уроке нужно рассмотреть коммуникативную ситуацию, к примеру, как вести себя в библиотеке, то мы не просто сидим в классе, а реально идем в библиотеку, — делится педагог. — Там обыгрываем, так сказать, сценку: я выступаю в роли библиотекаря, а ученики — читатели, которые пришли взять книги. И, конечно же, общаемся только на иностранном языке. Или тема «магазин»: на урок приношу детскую кассу, бумажные деньги и пластмассовые продукты. Детям очень нравится!

Полина призналась, что ее мама и бабушка будут ей гордиться. Оказывается, в их семье уже сложилась учительская династия. Бабушка Ольга Литвинова и мама Татьяна Якимчик — учителя русского языка и литературы.

— О другой профессии и не думала — с детства жила в школе, — шутит Полина. — Поэтому после окончания решила поступать в Минский лингвистический университет — хотелось не просто преподавать, а более углублено изучить языки. И после пришла работать в свою родную школу. С того момента уже прошло около 15 лет. Это огромный плюс — начинать трудовую деятельность в коллективе, который тебя знает и который знаешь сам. Здесь же работает и моя мама. Откровенно говоря, в Жодино только в одной школе изучают французский язык, он сейчас стал редкостью.

Гордится Минщина и педагогами, которые подготовили победителей олимпиад, конкурсов, стобалльников на ЦТ. Среди них и учитель борисовской гимназии № 1 Оксана Бурко. Не единожды ее ученики показывали отличные результаты на олимпиадах и конкурсах по химии. В этом году ее воспитанница Полина Сас получила 100 баллов на ЦТ. Педагог отмечает, что это отличный результат, ведь химия считается одним из самых сложных предметов.

— Полина — уже студентка медицинского университета, — с гордостью уточняет Оксана Бурко. — Вообще, хороший выпуск — 9 ребят из 12 в моей профильной группе поступили в медицинский университет. Умнички!

На вопрос, в чем же ее секрет воспитания таких ребят, скромно ответила: «Его нет. Многое зависит от ученика. Без желания, старания и постоянных занятий — результата не будет. Я только помогаю им получить необходимые знания. Ну и, конечно же, педагог должен постоянно развиваться, самообразовываться».

В педагогику она пришла более 20 лет назад — по зову сердца. На выбор повлияла ее учитель химии Галина Дакуко.

— Именно благодаря ее таланту, умению найти подход к любому ребенку, я, будучи старшеклассницей, решила стать учителем, — вспоминает педагог. — Очень впечатляли ее наглядные лабораторные опыты: извержение вулкана (разложение дихромата аммония), изменение цвета фенолфталеина с малинового в щелочи на бесцветной кислоте и многое другое. Тогда для нас это было на грани фантастики. Это теперь дома можно сделать все что угодно. Мы же опыты проводили только в школе, под руководством учителя. Кроме опытов, предусмотренных программой, стараюсь показать и ряд дополнительных интересных превращений на своих уроках. Ведь химия, как сказал Горький — это область чудес, в которой скрыто счастье человечества, и величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

100 баллов на ЦТ получила и ученица педагога гимназии № 1 имени В.А. Короля города Червеня Андрея Гаврона. Он также в числе награжденных. Поделился, что для него это стало приятной неожиданностью.

Поговорив с учителем, удивил его путь в профессию. В педагогику он пришел в 29 лет, а до этого служил в Афганистане, имеет боевые награды. Конечно же, не могла не спросить, почему решил поменять армию на школу.

— Отец был военным, и я пошел по его стопам: закончил военное училище, служил в армии, — четко перечисляет Андрей Гаврон. — Когда к власти пришел Горбачев, я стал увлекаться историей — интересовался «белыми пятнами». И в 25 лет решил поступить в университет: учился сначала в Ташкентском, а потом перевелся в Минск в БГУ на исторический факультет. Учился заочно, работал в колхозе в деревне Косино Логойского района — был инженером по трудоемким процессам. А когда перешел на третий курс университета, пошел работать в местную школу.

Уже спустя годы молодой педагог перебрался в Червень. Так сложилась судьба — из этого города была его будущая жена, кстати, тоже учитель, только белорусского языка и литературы. С момента переезда уже прошло 20 лет. Учитель преподает историю в первой гимназии и в СШ № 3. Говорит, что нынешний стобалльник — первый в его копилке. До этого были только победители олимпиад и конкурсов.

— В этом году моя ученица Дарья Дядело взяла 100 баллов на ЦТ по истории, — рассказывает учитель. — В 2020 году это единственный такой результат в районе. По русскому у Даши уже была сотка, за олимпиаду. Английский сдала на 95. Для поступления выбрала специальность «восточная филология» на филфаке БГУ.

Особенным этот день стал и для молодых специалистов области. А прибыло их, к слову, в учреждения образования Минщины — 1 169. Учитель китайского и русского языков СШ № 25 города Борисова Елизавета Воронко отметила, что поддержка начинающих очень важна.

— Мне повезло, я попала в одну из лучших и современных школ Минской области, — поделилась девушка. — Работаю всего две недели, но уже могу сказать, что здесь прекрасный коллектив. Меня тепло приняли, помогают освоиться. Китайский язык пока в нашей школе на факультативной основе — буду преподавать в параллелях с 1 по 5 классы, а русский язык и литературу — в 5 и 8 классах. А еще в этой школе создан центр белорусско-китайской дружбы. Он областной. Сейчас центр налаживает сеть из школ столичной области, где изучается китайский язык.

На вопрос, собирается ли оставаться в профессии и после отработки, Елизавета четко ответила: «Конечно! С детства мечтала быть учителем, очень люблю детей. Хочу в этой профессии себя реализовать. Думаю, все получится. Тем более в такой перспективной школе».

Комментарий начальника главного управления по образованию Миноблисполкома Татьяны Апранич:

— Достижение высоких результатов в образовании, которое является зеркалом нашей жизни, невозможно без творческого, мыслящего учителя, внимательного воспитателя, чуткого куратора, неравнодушного мастера производственного обучения.

Совместно мы развиваем кадровый качественный и количественный ресурс региона, говорим о стабильном составе руководителей, реальной работе с резервом руководящих кадров, гордимся профессиональной сменой.

Труд педагогов области получает достойную оценку всех уровней власти. Для популяризации и продвижения государственных интересов, демонстрации профессионального опыта установлено сотрудничество более чем с 33 странами в рамках 105 соглашений.

Как единая команда мы работали в условиях эпидемиологического режима. Мы не декларировали результаты, а трудились, думая, прежде всего, о детях и о своих коллегах. От имени всей системы искренне благодарю всех, кто был солидарен с нами в это непростое время, помогал и помогает обеспечивать стабильность и безопасность системы образования.

Алёна Дроздовская

Фото: Светлана Курейчик.

mlyn.by