Новости
19.04 Новости
76 лет Хатынской трагедии
22 марта 1943 года была уничтожена вместе с жителями Хатынь. Эта бывшая деревня на Логойщине стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны.
главное
35 дня(-ей) назад
2
4

С того момента здесь больше не живут люди. А до этого веками здесь строили дома, сеяли хлеб, растили детей. Какими они были – жители довоенной Хатыни?..

Первые свидетельства об этой деревне в архивных документах относятся к середине XVI века. В то время в письменных источниках она именовалась Хотынь, позже стала называться так, как привычно нам.

Откуда появилось название деревни тоже достоверно неизвестно. Самая известная версия предполагает, что оно произошло от белорусского слова «хата».

Первую появившуюся там небольшую хатку назвали “хатыня”. Интересно, что до войны жители окрестных деревень и даже сейчас некоторые пожилые местные люди тоже называют деревню “Хатыня”.

Более трех с половиной веков Хатынь принадлежала роду Тышкевичей и входила в состав Логойского имения. После отмены крепостного права по акту 1864 года о выкупе земли крестьянами здесь числилось всего 7 хозяйств.

Революция 1917 года поначалу мало отразилась на жизни простых хатынских сельчан. Тогда за короткое время здесь сменилось несколько властей. Жители пережили две кратковременные оккупации: сначала с февраля 1918 года -- немецкую, а затем почти год, с августа 1919 года, -- польскую. В марте 1921 г. был подписан мирный Рижский договор, который разделил Беларусь на две части. Хатынь осталась в БССР, а граница с Польшей проходила совсем недалеко в примерно в 30 километрах от деревни.

В период 1921-1924 гг. на Логойщине проходило перераспределение угодий – земли бывших помещичьих имений передавали крестьянам. Использовалась такая форма землепользования как чересполосица. Сеяли в основном рожь, овес и картофель. В меньших количествах выращивали пшеницу, ячмень, горох, лен, гречку. Почва здесь малоплодородная, поэтому люди жили небогато. Но в местных лесах всегда хватало ягод и грибов.

С окончательным утверждением советской власти стала постепенно меняться жизнь во всех деревнях этого края. Были образованы сельские Советы.  В декабре 1926-го по постановлению Совнаркома СССР проводилась  всесоюзная перепись населения, которая прошла и в Беларуси. Ее сведения вносились в поселенные списки домохозяев и личные листки опроса.

Довольно долго не удавалось мне найти документы переписи по Хатыни, которая перед Великой Отечественной войной относилась к Каменскому сельсовету Плещеницкого района. В районных перепесных документах Хатынь не оказалось. Изучив историю соседнего Борисовского района, выяснил, что причина была в том, что границы районов периодически менялись. Оказалось, что непродолжительное время с 1924 по 1927 гг. существовал Зембенский район, впоследствии упраздненный и вошедший в состав Борисовского. В Зембинском районе во время переписи и находилась Хатынь, а также деревни, расположенные на востоке нынешней Логойщины -- Швабы, Лавоша, Морозовка, Юрковичи, Киселевка и др.

В обнаруженном в Национальном архиве  документе по переписи есть список хозяйств Хатыни с краткими сведениями о них.  В документе приводится фамилия домовладельца, число душ в семье и другие сведения о его хозяйстве. Вот полный список по Хатыни того времени:

1. Рудак Степан Алексеевич, всего душ – 5;

2. Желобкович Антон Петрович, всего душ – 8;

3. Иотко Яцек Алексеевич, всего душ – 4;

4. Тихонович Степан Иванович, всего душ – 7;

5. Карабан Василий Тимофеевич, всего душ – 10;

6. Желобкович Иван Клементьевич, всего душ – 9;

7. Барановский Иосиф Иванович, всего душ – 4;

8. Каминский Иосиф Иосифович, всего душ --  4;

9. Желобкович Иосиф Антонович, всего душ – 6;

10. Климович Антон Максимович, всего душ – 6;

11. Барановский Григорий Герасимович, всего душ – 8;

12. Новицкий Роман Васильевич, всего душ – 7;

13. Федорович Иосиф Сидорович, всего душ – 9;

14. Каминский Иосиф Андреевич, всего душ – 8;

15. Рудак Иосиф Иванович, всего душ – 9;

16. Желобкович Андрей Иванович, всего душ – 5;

17. Желобкович Степан Петрович, всего душ – 6;

18. Иотко Казимир Феликсович, всего душ – 7;

19. Миронович Иосиф Иванович, всего душ – 7;

20. Миронович Иосиф Иосифович, всего душ – 5;

21. Федорович Анна Сидоровна, всего душ – 2;

22. Карабан Константин Устинович, всего душ – 4.

Всего на тот момент в Хатыни насчитывалось 22 хозяйства и 140 жителей. У всех были земельные наделы и полевой посев. Почти в каждой семье -- лошадь или жеребенок. Буренка-кормилица была почти в каждой семье, в 5 хозяйствах их записано по две, растили и телят, овец, свиней. Безусловно, имелись и куры, но сведения о их количестве в отчет не попали. Любопытно то, что у 4 хозяев были рабочие волы.

Еще одной интересной информацией является наличие молотилок. Они очень облегчали тяжелый ручной труд крестьян. Молотилок тогда было немного, а их владельцев считали крепкими хозяевами. В Хатыни было два таких приспособления: ручное -- у Иосифа Рудака и конное – у Иосифа Каминского. Он был кузнецом – уважаемым человеком в деревне. В кузню для ремонта сельхозинвентаря приходили жители окрестных деревень. До коллективизации сарай, в котором сожгли хатынцев, принадлежал Иосифу Каминскому. Свидетели говорят, что он был набожным человеком, всегда утром молился перед иконой. И судьба уберегла его в то день…

Коллективизация в этом регионе началась в 1929 г., но хатынцы только в 1935-м вошли в колхоз, в котором уже были соседние деревни Мокрадь, Лавоша и Селище. Центр хозяйства находился в Мокради, а в Хатыни была бригада.

Теперь еще что касается кофессиональной принадлежности. Греко-католическая церковь, построенная в Хатыни и освященная в 1794 году, после упразднения унии в 1839-м согласно архивным документам стала православной. Свидетели говорят, что перед войной возле кладбища стояла каплица. В переписном списке хозяев записана их национальность. Согласно документу, в Хатыни поляками были  Яцек Иотко, Степан Тихонович, Иосиф Каминский и Казимир Иотко. Остальные жители -- белорусы.

Почти все приведенные в документе фамилии повторяются в скорбном списке погибших в Хатыни, утвержденном решением Логойского райисполкома в 1969 году. Исключение составляет Степан Тихонович, семья которого среди убитых не числится. В акте Логойского райисполкома написано, что дом № 7 «сгорел без жителей». Вполне вероятно, что это было жилье семьи Тихоновича, но какая у них судьба сегодня уже узнать не представляется возможным.

Война все перевернула. 22 марта 1943 года каратели остановили живую историю Хатыни, 26 домов превратили в пепел, убили и сожгли 149 ее жителей, из которых было 75 детей. Но деревня не исчезла – она осталась в мемориале и нашей памяти...

Александр Павлюкович.