Новости
"Минщина удивительная": Слуцкий район
главное
1834 дня(-ей) назад
2
4

Cлуцкие пояса и Анастасия Слуцкая – это первые две ассоциации, когда речь заходит о Слуцком районе. Однако этот красивый уголок Минщины имеет и другие достопримечательности, о которых мы вам расскажем.

Слуцкие пояса -- визитная карточка города. Сегодня здесь действует одноименное предприятие.

Идея производить пояса на белорусских землях родилась, как это часто бывает, из практической необходимости. Без широкого шелкового пояса в XVIII веке не представляли шляхетский костюм. Купцы привозили их из Азии и продавали втридорога. Это и подтолкнуло магнатов Радзивиллов перейти к импортозамещению.

Первую персиарню (так назывались мануфактуры, в которых производили пояса) на территории нашей страны построили в Несвиже. Туда пригласили мастера Яна Маджарского из украинского города Ивано-Франковска, чтобы он научил белорусских ткачей изготавливать пояса. Но наладить производство не удалось, и заграничный специалист сбежал…

Его нашли и вернули. А производство перенесли в Слуцк, где еще до этого была построена ткацкая мануфактура. Там и стали появляться знаменитые пояса.

Бытует мнение, что в то время ткали их исключительно мужчины, а женщины даже прикоснуться к изделию не могли. Но есть сведения, что представительницы прекрасного пола все же участвовали в создании шедевров.

В записях Леона Маджарского (сына пана Яна, который управлял мануфактурой после отца) и протоколах визитаций, которые сохранились до нашего времени, действительно лишь фамилии мужчин-ткачей. Но по тем правилам, возможно, нельзя было упоминать женщин в документах. Однако без них было бы сложно. Из шелка нужно было сделать ниточку. Да не простую, а «золотную». То есть пучок тончайших волокон шелка нужно было обкрутить металлической проволочкой, толщина которой измерялась буквально микронами! Сомнительно, что такую работу выполняли мужчины.

На Слуцкой мануфактуре было уникальное оборудование. Например, магелы. Дело в том, что золотая нить, которая использовалась для производства поясов, придавала изделию матовость. А тогда ценился блеск. Так что пояс нужно было дополнительно «разгладить» на специальном оборудовании через валы, которые были полыми. В них помещали раскаленные металлические стержни. Через эти валики пропускали изделие, которое из-за температуры разглаживалось, а золотая нить сплющивалась. Появлялся блеск, и пояс приобретал товарный вид.

Кстати, с ним и после покупки было немало хлопот. Хранили его как обычное полотенце — в сложенном виде. Перед тем как надеть, следовало разгладить. Утюгов не было, а тончайшая нить требовала деликатного обращения. Придумали оригинальный способ: на пояс клали стеклянные шарики, брали его с двух концов и качали из стороны в сторону.

Слуцкие пояса стали выдающимся художественным явлением западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVIII—XIX вв.

Они ткались из тонких шелковых, золотых и серебряных нитей. Одно изделие могло содержать от 65 до 200 г драгметалла. Секретом поясов были разные узоры на сторонах. Они не имели лицевой либо оборотной стороны — носить можно было и одной, и другой в зависимости от обстоятельств. Отличались между собой не только по рисунку, но и по ширине и длине.

В 2012 году была подписана Госпрограмма возрождения технологий и традиций изготовления слуцких поясов. Разработка оборудования заняла более полугода, и сегодня ни одно производство не может похвастаться аналогичным станком. В основе компьютерной программы — образец ручной работы XVIII века. Стоимость реплики оригинального слуцкого пояса начинается от 1000 долларов и может достигать 7 тысяч. Более демократичные варианты -- выполнены без использования золотых и серебряных нитей.

Однако ассортимент современной фабрики «Слуцкие пояса» не ограничивается одним видом товаров. Здесь производят и одежду с вышивкой, столовые комплекты, рушники, кукол, сувениры, сценические костюмы, покрывала. При этом, ни одна товарная позиция не задерживается на складе.

Еще одна уникальная особенность предприятия: передача техник ручной работы за счет личных средств (так сохраняется народная традиция). В 2012 г. тут было приобретено 9 станков, трудоустроены и обучены 12 ткачих.

При фабрике создан производственно-культурный комплекс,
в состав которого входят Музей истории слуцких поясов, сувенирная лавка, кафе «Старый город».

Михайловский собор – старейший храм Слуцка. Впервые упоминается в XIV веке, когда князь Олелько Владимирович отписал церкви землю на постоянное владение. После реконструкции ХVIII в. приобрел современный облик и сейчас охраняется как памятник архитектуры.

Архитектура храма многоярусна и состоит из трех срубов, постепенно вырастая от алтаря ко входу. Самая высокая точка – колокольня с остроконечным шпилем. Выкрашенный в цвет неба фасад с белыми арочными окошками смотрится строго и, вместе с тем, торжественно.

Памятник Анастасии Слуцкой. Эта княгиня – покровительница города, известна тем, что в XVI веке возглавляла его успешную оборону от набега крымских татар. Памятник ей установлен на площадке перед Дворцом бракосочетаний.

Представляет собой четырехметровую бронзово-гранитную скульптуру, держащую в руках меч. Он  и торс княгини выполнены из бронзы, а юбка -- из гранита. Вес памятника более 10 тонн, 5 из которых -- масса юбки Аналогичных скульптурных работ в Беларуси больше нет.

Дом дворянского собрания был построен в конце XVIII в. в стиле классицизма, его фасад украшают четыре внушительные колоны и массивный фронтон.

Сейчас тут размещается Слуцкий краеведческий музей, с довольно интересной экспозицией, рассказывающей об истории города. Здесь 6 залов -- с предметами быта горожан, книгами и архивами документов выдающихся земляков и т. д.

Источник в честь иконы Божией Матери «Остробрамская» находится в нескольких сотнях метров от деревни Покрашево. До 2010 г. это было заболоченное и поросшее кустарником место, пока директор Слуцкого уксусного завода Александр Рыбак не инициировал облагораживание территории. К концу лета того же года источник был готов принимать жаждущих испить или искупаться в чистейшей природной воде.

Слуцкие евреи. Многовековая история Слутчины неразрывно связана с историей этого народа, представители которого жили здесь предположительно с 1578 г. В 1897 г. евреи составляли 77 % жителей города, имели свои синагоги, школы. Они занимались торговлей, ремеслами, садоводством и огородничеством.

За период фашистской оккупации в гетто г. Слуцка было уничтожено около 18 тысяч евреев. Оно из них было поделено на две части: нерабочее (где жили старики и дети) и рабочее. Уже с осени 1941 г. из первого гетто стали партиями вывозить людей. Их расстреливали в урочище Горохово, около деревни Слобода, где сегодня поставлен памятники. Около городской библиотеки установлен памятный знак узникам гетто. Мемориал расположен в центре города и представляет собой металлические конструкции, напоминающие решетки камер, в углах которых размещается по 10 камней, символизирующих погибших.

Бере Слуцкая — это сорт очень вкусной груши, которая является гордостью слутчан.

В XIX в. в городе жил француз Перель. Молодым попав во время Отечественной войны в русский плен, он осел на Слутчине и первое время работал преподавателем французского. В последнюю четверть XIX в., уже имея хутор и небольшой участок земли, Перель, переквалифицировавшись в фермера, занялся поставками из Беларуси в США той продукции, в которой эта заокеанская страна нуждалась. В частности, он продавал туда Бере Слуцкую. Перель посадил целый сад груш этого сорта. Свой товар вывозил через порты Прибалтики. При этом груша не подводила предприимчивого садовода, сохраняла долго свои качества.

В Слуцком районе деревья этого сорта живут и плодоносят по 80-100 лет. В Беларуси груша завоевала популярность благодаря сочетанию таких качеств, как выносливость, ежегодная высокая урожайность и десертный вкус.