Слыша от кого-то о том, что у него много друзей, с одной стороны, я по доброму завидую такому человеку, а с другой, -- не совсем его понимаю. Для меня друг – этот тот, кому можно смело открыть свою душу, зная, что он поймет, посоветует, поможет, а если надо, то и пожурит. Но никогда не предаст. И, если честно, то я плохо представляю, как доверяла бы самое сокровенное большому количеству людей. Наверное, поэтому имела и имею по жизни не так много друзей.
Возможно, еще и потому что у меня есть две сестры. Да, нас связывают в первую очередь кровные узы. Но уверена, что каждый знает примеры того, как самые родные люди становятся заклятыми врагами. Слава богу, нашей семьи это не коснулось, и мы с самого детства делим все радости и беды, спешим на помощь, не ожидая зова.
Думаю, осознанно учиться дружбе мы начинаем в школьные годы. И здесь мне тоже повезло. Наш класс формировался по остаточному принципу. В то время в родном городе была престижная средняя школа и не совсем соответствующая этому определению восьмилетка, к которой был приписан наш район.
Конечно, родители хотели, чтобы мы учились в лучшем учебном заведении, поэтому привели туда, посадили за парты в первом классе и ультимативно заявили директору, что забирать детей не собираются. А поскольку таких оказалось немало, был сформирован дополнительный класс – 1 "В". Стремление быть не хуже тех, кто учился в "А" и "Б", нас объединяло и мобилизовало, да так, что со временем учителя предпочитали работать именно с нами. Среди нас были отличники, активные участники школьной жизни и совершенно отсутствовали те, кто мог унизить, предать, одним словом, напакостить. По большому счету, мы дружили всем классом.
И все же крепче всего меня связывали отношения с двумя одноклассницами. В девятом классе, когда к нам пришли сверстники из ближайшей сельской восьмилетки, к ним прибавилась еще одна девочка. Именно с ней мы остаемся дружны до сих пор. Правда, уже на расстоянии.
Кстати, о такой дружбе хотелось бы сказать отдельно. Уже оказавшись в Логойске, я познакомилась и подружилась с женщиной, которая по семейным обстоятельствам вынуждена была вернуться на родину в другую область. Но и сейчас в любую минуту можно набрать знакомый номер и облегчить душу, поделившись наболевшим, или, наоборот, поддержать добрым словом позвонившую подругу. Через годы мы сохраняем свои женские тайны, которыми не решаемся делиться с родственниками, чтобы не заставлять их лишний раз волноваться.
А вот отношения со студенческой подругой, к сожалению, были утрачены после того, как она сразу же после университета вышла замуж за иностранца и переселилась в одну из арабских стран, связи с которой у нашего государства не налажены.
У дружбы много граней. Она может основываться на разных принципах, складываться, исходя из разных обстоятельств. С годами для меня главным ее критерием стало духовное родство. Для него не важны возрастные рамки, социальный статус, должности и звания, материальные выгоды и т. д. И я благодарна Богу за то, что не имею недостатка именно в такой дружбе.