Новости
К Международному дню гор
главное
1375 дня(-ей) назад
2
4

Впервые в горы Карачаево-Черкессии меня повел мой дядя Анатолий Григорьев. Когда-то он сам, влюбившись в эту стихию, оставил должность главного инженера водоканала, получил образование в Ставропольском институте физкультуры и стал инструктором горного пешеходного туризма. Кстати, ему тогда было около 40 лет. А мне, когда я впервые прикоснулась к скалам, проехала серпантином и ощутила ледяную воду горных рек, уже исполнилось 30.  Мы с сыном собирались на море, но в последний момент решили поехать в гости к родственникам. «Зачем вам море? Поехали в Архыз!»

Для справки: Архыз – туристическая зона Северного Кавказа. «Горный район Архыз» включает верхнюю часть ущелья Большого Зеленчука и его притоков. Сюда идут христианские паломники к руинам монастыря XI века и точной копии его храма уже этого столетия, поднимаются к Нерукотворному Лику.

Преодолела и я этот путь – 742 ступени по металлической лестнице к изображению Христа на отвесной скале. В тот приезд я увидела лишь огромные глаза, смотрящие, казалось бы, в самую глубину души. В следующий подъем, который осуществила спустя 5 лет, увидела Лик полностью.

А после был переезд в туристический лагерь Таулу и его знаменитые шалманы. На летний период жители нижних сел переезжают в предгорья целыми семьями. Переводят сюда скот. Спят, считай, под открытым небом, поскольку те хибарки, в которых живут, назвать надежными строениями сложно. Режут овец, пекут хычины, выделывают шкуры, прядут и вяжут красивые вещи.

Оставив автомобиль неподалеку на туристической поляне, мы шли дальше в горы уже пешком. Это был мой первый подъем. Признаться, я его не преодолела полностью, сошла с дистанции, даже не оставив за спиной и 2 тысяч метров над уровнем моря, потому что начало «бумкать» в висках, стала задыхаться. «С непривычки, – отметил Анатолий Николаевич. – С высотой воздух становится более разреженным. В следующий раз будет легче».

Архыз меня впечатлил. Но в следующий раз я посетила Домбай – всесоюзный горнолыжный курорт. И поскольку поездка была более цивилизованной, то и преодолеть смогла большее расстояние. Еще бы: на подъемниках! 3012 метров над уровнем моря! Ради того, чтобы в самом высокогорном кафе (слоган: «выше нас только горы!») выпить чашечку ароматного чая из местных трав. И еще забраться на стену, чтобы сфотографироваться со скульптурой козла. Оттуда открывался изумительный вид: маленькие, как игрушечные, пятиэтажки поселка Домбай в окружении величественных гор. Изумительной красоты водопады, один из которых напоминает фигуру девушки-горянки с кувшином воды. И все это в голубоватой дымке.

Я еще ничего не сказала про горный воздух: такой густой, что его, кажется, можно резать ножом. Ты вдыхаешь его и не можешь надышаться.

В Домбае я впервые увидела, как просыпаются горы, понемногу освобождаясь от утреннего тумана. И вот уже через час-другой небольшие облака, словно легкие панамы, остаются только на самых вершинах. А те, что пониже, залиты утренним розовым светом.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…» – пел Владимир Высоцкий. Теперь я жду случая, чтобы побывать еще в Приэльбрусье. Там я не была. И потому повторяю: «Я вернусь к тебе, голубой Кавказ!».