Новости
Логойчанин Анатолий Швец: завороженный баяном
главное
316 дня(-ей) назад
2
4

Гостем нашей постоянной рубрики «Познакомимся поближе» будет музыкант, в былые времена аккомпаниатор народных коллективов «Логойская Живица» и «Шчодрыца», баянист, который ни дня не проводит без инструмента – логойчанин Анатолий Швец.

– Анатолий Григорьевич, а почему все-таки из музыкальных инструментов вы выбрали именно баян?
– Когда мне было лет пять, как раз после Победы, мать брала меня на посиделки-вечерки, где такие же солдатки пели песни, танцевали. Вот тогда я впервые услышал, как играет баян. Честно скажу, его звучание меня просто заворожило.
Мы на то время жили в Хабаровске, а когда отец вернулся с фронта, перебрались на Север. Он остался служить, поэтому своего дома у нас не было, а кочевали из одного гарнизона в другой. В школу пошел в Ухте – за 10 километров от нашего общежития. В седьмом классе записался в музыкальную школу на баян. И с тех пор с инструментом не расстаюсь.
Чтоб вы понимали, какая тяга у меня была к музыке: на уроки нас возили на машине, а в музыкальную школу доводилось пешком ходить. Правда, ее так и не окончил — мы переехали. Но зато каждое лето меня отправляли в пионерский лагерь, где поручали аккомпанировать на концертах. Так я научился подбирать любую мелодию на слух.

– А как вы попали в Беларусь?
– После 10 класса поступил в лесной техникум, но документы пришлось забрать. В то время отец ушел в отставку, и всей семьей мы решили вернуться на его малую родину, в город Брагин. Я из детей был старшим, за мной еще три сестренки. Из образования – только школа. Вот я и решил, что буду заниматься тем, что лучше всего получается. Пришел в районный Дом культуры и растянул меха. Меня сразу же оформили в штат аккомпаниатором. А в 1961 году заочно поступил в Гомельское музыкальное училище по классу баяна. Приходилось много ездить с концертами по сельским клубам, по полям и производствам. Поскольку зрители были разные, то и песенный репертуар – обширный. Играл и народные песни, и эстрадные, и даже мировую классику.

– Хорошо. А в Логойске-то как очутились?
– После аварии на Чернобыльской АЭС мы в составе творческой группы для поддержания морального и патриотического духа ликвидаторов семь раз выезжали на концерты в самый эпицентр. О какой-либо дозе облучения и даже о радиации тогда еще никто и не думал. Это позже нам выдали удостоверение ликвидатора ЧАЭС, начали эвакуацию населения.
Дочь Татьяна вместе с семьей переехали в столицу. Сын Сергей на тот момент учился в России в военном училище. Поэтому мы с супругой решили повременить с переездом. Жалко было съезжать с насиженного места. Мне всех этих скитаний в детстве хватило. И лишь спустя 9 лет решились. Нам предлагали несколько городов, но мы посоветовались и перебрались ближе к дочери, в Логойск. А как оказалось, в одном дворе поселилось много наших земляков


– Здесь также продолжили музицировать?
– Для меня жизнь без баяна – это не то! А учитывая, что в начале 90-х я стал пенсионером, то первым делом стал искать занятие по душе. И опять же обратился в отдел культуры, где мне подсказали, что в РДК есть вакантное место аккомпаниатора. У нас подобрался замечательный творческий коллектив. Мы проводили много различных мероприятий. Это были и выступления, и вечера, и какие-то выездные концерты. Мне приходилось работать с коллективами «Шчодрыца» и «Логойская Живица». Кстати они оба в то время получили звание «народного».

– Но я слышала, что вы были преподавателем в музыкальной школе?
– Было дело. На то время РДК тесно сотрудничал с музыкальной школой, которую тогда возглавлял Владимир Подобедов. Вот он меня и пригласил. Сначала временно, пока основной преподаватель был на больничном, а потом несколько лет на законных основаниях. Я работал в удовольствие. Всего себя отдавал детям. И искренне радовался, когда уже через пару месяцев юное дарование играло выученную пьесу или песню.

– А кто-нибудь из ваших родных пошел по вашим стопам?
– И дочь, и сын учились в музыкальной школе: Татьяна – по классу фортепиано, а Сергей – баяна. Но каждый из них связал свою судьбу с другой профессией. Это их выбор и я его ценю. Из пяти внуков и четырех правнуков – пока интереса тоже никто не проявил. Зато они с удовольствием слушают, как играю я. И мне это очень приятно.


– А когда идете в гости, берете с собой инструмент?
– А как же! Я без баяна не могу. Это моя жизнь. Мне подыграть всегда в радость. Знаете, как часто в гостях бывает: рюмочку, другую и душа требует… Тогда я беру в руки инструмент, перебираю какую-нибудь знакомую мелодию и… Только и успеваю дух перевести (улыбается). Вы вот про гармошку спрашивали вначале, так я вам объясню. Она намного звонче баяна, но на ней не все сыграешь и то только в одной тональности. А на баяне – в любой тональности вытянешь, любое произведение сыграешь и гармония звуков богаче.

– А что любите играть для души?
– Все! Вот и сейчас каждый день играю по нотам классические произведения. Моя нынешняя жена Валентина Семеновна когда-то пела в «Живице», поэтому вместе поем народные или старые советские песни. Когда приезжают внуки и правнуки – подбираю для них современные эстрадные. Одним словом, играю все. Ведь меня, как и тогда, когда был пятилетним мальчишкой, завораживает сама игра на музыкальном инструменте.