В Першемайскую ведет обычная лесная дорога: с ухабами, кочками и ямами, но в целом проездная даже для машины с невысокой посадкой. По поводу ее на "прямую линию" к председателю райисполкома, на которой была и наш корреспондент, позвонила женщина. Она пожаловалась на то, что единственный путь, ведущий в деревню, разбивают лесовозы. Да и разминуться на нем двум машинам проблематично. Потому просила прогрейдировать и расширить дорогу.
Мы решили сами прокатиться по ней. А заодно и познакомиться с жителями Першемайской. Еще интереснее стало, когда узнали, что официально зарегистрирован тут только один человек.
Первое впечатление от деревни было — ух ты! Единственная улица начинается из леса и заканчивается на лесной опушке. За довольно большими "людскими" участками — то с газонами, подстриженными как под линейку, то с травой выше пояса — тоже лес-лес-лес...
Рядом со старыми покосившимися домиками, у которых все "было, было, было, но прошло", — вполне себе пристойные дома, приведенные в порядок заботливыми руками, и даже современный коттедж с вот таким интересным "сторожем".
На сельской улице никого не встретили. Потому сами пошли по домам, на которых не висели замки.
Так познакомились с Зинаидой, в девичестве Ковшик.
Она и рассказала, что называлась их деревня раньше Жидовка. А в советские времена ее переименовали по-советски. В годы молодости Зинаиды было здесь дворов с 25, почти в каждом — по 5-6 детей.
Но времена те прошли. Старшее поколение ушло в мир иной, а дети возвращаются в родительские дома разве что на пенсии. Правда, приезжают в деревню и молодые люди, которые купили тут участки. И только их присутствие нарушает иногда практически природную тишину этого места.
Пока женщина говорила нам о местном житье-бытье, из лесу с грибами и ведерком земляники вернулись ее муж и сын.
Кстати, лесные дары для першемайцев — это основной промысел, источник пополнения и морозильника на зиму, и собственного бюджета.
Так, только за счет их и разовых подработок и живет тот самый официальный местный житель Владимир Голяш.
— Вот утром сходил в лес — 20 литров лисичек насобирал, — показывал мужчина. — Сейчас переберу. И после обеда, наверно, опять пойду.
Фотографироваться Владимир отказывался — "куда я такой небритый?..". Но немного о себе рассказал.
Жил он раньше с бабушкой, которой не стало несколько лет назад. Теперь вот коротает время в основном с Рыжиком.
Мобильная связь в деревне совсем не берет. Но судя по тому, что на телефоне просматривал сельчанин видео о мировой обстановке, с "вай-фаем" у него все нормально.
Что еще? Грядочки во дворе, постиранная одежда на веревочке, чугунки на заборных столбиках...
То, что чугунки тут в моде, мы убедились, увидев такие же у соседей.
Ну а самого хозяйственного жителя Першемайской (судя по его участку), к сожалению, дома не застали. Был он где, как вы думаете? Правильно — в лесу.
Зато со спутницей жизни его Натальей пообщались.
Александр Свидрицкий родом из этих мест. И в родную деревню, в которой теперь уже живет круглогодично, Наталью привез из Борисова по обоюдному желанию. Парой они стали уже в зрелом возрасте. И эта тихая размеренная сельская жизнь им по душе.
Правда, если думаете, что забот тут нет, то ошибаетесь. И траву покоси, и цветы посади (они на этом участке не только за забором, но и перед ним), и идею по благоустройству какую-то новую воплоти. Да и в лес-то сходить хочется!
Так что Александр с Натальей в этой глуши не скучают. А к мужчине еще и соседи все идут за помощью: знают, что у него руки золотые.
...Подробный материал о Першемайской и ее жителях, только с несколькими из которых у нас, к сожалению, получилось пообщаться, вышел в газете "Родны край" 18 июля 2025 года.
Ну а мы уезжали из этой деревни с какой-то теплотой в душе. Тут тихо, спокойно, мирно. Вышел из дома — а за забором лес. Да, и волки, бывает, приходят, и косули бегают. Но ягод-то сколько, грибов! На всех хватит, главное — довезти...
Татьяна Хабарова.