Новости
Юбилейные медали вручены тридцати бывшим узникам
главное
4 дня(-ей) назад
2
4

В Логойском районе сегодня проживает тридцать человек, прошедших немецкий плен: побывавшие в концентрационных лагерях или угнанных на Запад в рабство.

Накануне Дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Главнокомандующим страны был подписан приказ о награждении узников фашизма юбилейными медалями «80 год вызвалення Беларусі ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў». Делегация в составе военного комиссара Виталия Нацевича, начальника управления по труду, занятости и социальной защиты Логойского райисполкома Анастасии Пискун и СМИ выехала по адресам.

Иван Зюзенок из д. Желуды Задорьевского сельсовета в годы войны был подростком. Находясь под оккупацией, как мог, противостоял фашистскому игу, однако не спасся от преследователей и был угнан в немецкое рабство.

– Как военному комиссару от имени нашего Главнокомандующего и Министра обороны разрешите мне в присутствии ваших родных поблагодарить вас и вручить вам вот эту медаль, – произнес Виталий Нацевич.

Иван Михайлович даже сперва растерялся. А после долго благодарил за внимание.

К медали прилагался символичный треугольник-письмо с поздравлениями за подписью Александра Лукашенко и подарок от райисполкома, который вручила ветерану Анастасия Пискун.

Жительница д. Двиноса Нина Петух, увидев на пороге делегацию, едва смогла сдержать слезы: волей-неволей нахлынули воспоминания:

– Нашу Двиносу в войну бомбили трижды, – рассказывала она. – Соседнюю Венеру не тронули, а у нас из 42 домов осталось только два.

На минуту задумавшись, старушка продолжала:

– Знаете, деточки, было страшно, что убьют. Не так боялись голода, хотя бывало, что не ели по несколько дней, как смерти.

Рассказала Нина Владимировна и о своей жизни в неволе, когда ей, 12-летнему подростку, приходилось работать от зари до зари. «Разрешалось отдохнуть только во время обеда, пока ешь. И то: только положил ложку – вставай, работай!»

Михаил Шняк в Деревно живет с дочерью Аллой, которая, выйдя на заслуженный отдых, переехала из столицы к отцу, чтобы помогать ему по хозяйству. На зиму отец и дочь переезжают в столицу.

Михаилу Артемовичу в этом году исполняется 93 года, он – инвалид 2-й группы и помощь и поддержка дочери ему просто необходима.

– Все у нас хорошо, – говорит он. – Дзякуй Богу, еще на своих ногах.

Его и поддержала Алла Михайловна.

– Да, папа еще держится молодцом, – сообщила она. – А вот, если можно, хотелось бы обратиться к вам, как к представителям местной власти с нашей проблемой.

Волнуют женщину существующие в деревне перебои с водой и земельный вопрос. Выслушав Аллу Шняк, Анастасия Пискун пообещала донести озвученные проблемы до компетентных органов и посодейсмтвовать по мере возможностей в их разрешении.

Нелли Брынчук мы застали у дома в Уболотье. Она встретила нас в хорошем настроении – создалось впечатление, что визиту гостей она ничуть не удивлена. Более того – ждала нас. Нарядное платье, украшения и даже легкий макияж. Но в процессе разговора стало понятно, что такой образ для нее привычный.

– Здоровье? – переспросила она. – А что здоровье? Как говорят, согласно возрасту. Я стараюсь не унывать!

О своем военном детстве, о лишениях и тяжкой работе на чужбине Нелли Артемовна старается не вспоминать. Зато с воодушевлением рассказывала нам о своих детях и внуках, как о талантливых, добрых и заботливых, какими они и являются для любимой мамы, бабушки и прабабушки.

Жительнице Плещениц Юлии Касперович в этом году исполнилось 101 год. Датой рождения указана дата 1 июля – как раз в день посещения. Надо отдать должное, Юлия Ильинична еще чувствует себя довольно неплохо. «Только вот жара донимает» – сообщила она. Поэтому выходит на улицу – в любимое кресло под яблоней только утром и вечером. Да и то, опираясь на трости.

– Теперь вот это мои помощники, – улыбается она.

Евгений Михневич, который также проживает в поселке, как и Юлия Ильинична, передвигается по дому и двору с помощью трости. Но бодрости духа не теряет.

– Я войны не помню, – говорит он нам. – Дитя был совсем. Так, отдельные моменты. Зато помню послевоенный голод.

Вера Семенчик проживает в Плещеницах вместе с дочерью Галиной, которая рассказала нам, что мама еще очень бодра духом, многое помнит, с удовольствием читает газеты и разгадывает кроссворды. К сожалению, пообщаться с самой Верой Даниловной у нас не получилось: женщина отправилась на послеобеденный отдых.

– У мамы уже лет 14 такой режим, – сообщила нам Галина Ефимовна. – Может еще и это обстоятельство поддерживает в маме жизнь.

Нина Сивец, увидев на пороге делегацию, немного смутилась:

– Ой, вы что, и фотографировать меня будете? Ой, не! Не надо! Я ж некрасивая – красивых надо фотографировать. А я что? В огород вот вышла, надо помидоры подвязать, а то ветром их наклонило…

От Нины Алексеевны так и веет бодростью и оптимизмом, которым она заряжает и окружающих.

Станислав Рыбчик, несмотря на то, что сейчас проживает один, дом и участок поддерживает в порядке:

– Мне же дети мои помогают!  – сообщил он. – Сын часто навещает, дочь живет тут недалеко, в Янушковичах.

На той же улице в Гайне проживает Мария Кунская, которая перешагнула столетний рубеж. Войну вспоминает она со слезами на глазах:

– Большая же уже была, все понимала, – говорит она. – Страшно было. Страшно и тяжело. И голодно.

Военное лихолетье и лишения сказались на здоровье Марии Николаевны: «Я ж, деточки, каждый день живу как последний… Тяжко мне уже…»

О мире, как высшей ценности, говорит односельчанка Марии Николаевны Галина Угорич. Подарок от райисполкома и медаль из рук военного комиссара она приняла со словами искренней благодарности. И, невольно вздохнув, добавила:

– Главное, чтобы на нашей земле был мир, чтобы деткам и вашим, и моим никогда не довелось пережить то, что пережили мы.

Леонида Юневич проживает в деревне Домаши. Рядом с родительским домом приобрел себе жилье сын Леониды Станиславовны, так что старушка теперь находится под присмотром и надежной защитой.

– Все у нас хорошо, – говорит она. – Смотрю на деток - и душа радуется. Одно что плохо - перебои с водой. Сын ночью встает, чтобы из колонки в бочки набрать воды - пол помыть, да самим помыться. А за питьевой водой ездит в Гайну.

Как и в случае с обращением Шняк из Деревно, Анастасия Пискун пообещала донести информацию до компетентных органов.

Об этом говорила и Тамара Стриго из Айнарович:

– Я войны почти не помню, я родилась в войну. Но хорошо знаю ее и помню по рассказам родителей. Да и какие-то общие воспоминания, ощущения остались. Не дай Бог никому пережить такое…

Жительница Логозы Мария Белановская встретила нас во дворе в хорошем расположении духа. Несмотря на то, что передвигаться ей уже нелегко, она поддерживает порядок и в доме, и вокруг него. Более того, женщина еще держит на подворье кур. Мария Адамовна родила и вырастила шестерых детей, имеет медаль материнства. Четверо из них проживают недалеко от родительского дома и в любую удобную минуту навещают маму.

К сожалению, мы смогли поговорить не со всеми бывшими узниками. К примеру, Мария Гинтова из Гайны пережила инсульт и теперь прикована к кровати. Не смог принять гостей и Николай Горячко из Янушкович. Через Плещеницкий сельсовет передали награды и подарки Марии Карповой.

В любом случае, каждая из 30 медалей была вручена тем, у кого Великая Отечественная война отобрала детство, юность, молодость.

Ирина Станкевич.