Белорусская соломка стала пятым национальным элементом в списках Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО - наряду с рождественским обрядом "Колядные цари" в д. Семежево, торжеством в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской в Будславе Мядельского района Минской области, весенним обрядом "Юрьевский хоровод" в д. Погост в Гомельской области и культурой лесного бортничества Беларуси на примере Лельчицкого района Гомельской области.
На 17-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 1 декабря в Марокко принято решение о включении белорусской номинации "Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения" в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Белорусские произведения из соломки не имеют аналогов в мире, являются одной из национально отличительных форм выявления духовных ценностей и художественных традиций белорусов. Не будет преувеличением сказать, что в Беларуси этот вид ремесла обрел новую жизнь, обогатил арсенал народного искусства новыми находками, стал массовым видом современного художественного творчества. Определение "белорусская соломка" приобрело значение национального бренда. Художественные изделия и сувениры из соломки безошибочно ассоциируются с Беларусью, свидетельствуют о творческих способностях и трудолюбии белорусов.
В 2019 году по инициативе Министерства культуры Республики Беларусь на региональном уровне совместно с учреждениями культуры и научными организациями изучено и зафиксировано современное состояние бытования соломоплетения на территории Беларуси.
Результаты этой масштабной работы показали, что в 85 регионах Республики Беларусь носителями традиций соломоплетения являются более 200 мастеров, среди которых 20 имеют почетное звание "Народный мастер Беларуси".
В ведомстве также обратили внимание, что среди мастеров преобладают женщины. Мужчины в основном практикуют создание традиционных изделий в технике спирального плетения: емкостей больших объемов, мужских головных уборов, ритуальных рождественских масок, соломенной пластики и прочее.
Для своих целей мастера используют исключительно природный материал, который добывается традиционными методами. Длинные стебли ржи или пшеницы вырезают вручную, серпом, чтобы сохранить их качество и эластичность, а также колористические особенности.
Различают четыре основных вида художественной обработки соломки: спиральное плетение, плетение прямых и объемных плетенок, соломенная пластика (аппликация), конструирование из соломин ("пауки").
Художественные практики соломоплетения являются живой традицией, которая непрерывно обогащается. В стране налажена система обучения ремеслу, передачи знаний о технологии обработки материала, преемственности его художественных традиций.
По материалам БелТА.