Новости
В День всенародной скорби в Дальве почтили память невинно погибших жителей
главное
883 дня(-ей) назад
2
4

Две трагические даты слились воедино в реквиеме-митинге, который сегодня прошел на мемориальном комплексе «Дальва» – 81-я годовщина со дня начала  Великой Отечественной войны и 78-я со дня сожжения деревни.  

Почтить память заживо сгоревших дальвинцев приехали заместитель председателя Миноблисполкома Иван Маркевич, заместитель председателя райисполкома Анжела Раемская, военный комиссар Юрий Шерстень, прокурор района Александр Черепович, представители местной исполнительной власти, общественных объединений и политических партий, учащиеся и педагоги школ района.

Как удары сердца метроном отсчитывает время. Всебелорусская минута молчания.

Эхом разлетаются по окрестности слова песни: «Мы за мир! За любовь! Пусть война никогда не вернется вновь!»

Обращаясь к подрастающему поколению, Иван Маркевич  акцентировал внимание на том, что память будет жива, пока посещая такие места, мы будем склонять свои головы в вечной скорби. А также насколько важно особенно сейчас сохранить мир на нашей земле,

По давно сложившейся традиции на митинге присутствовала  делегация ветеранов Белтелерадиокомпании.

– Впервые мы приехали сюда в составе комсомольской бригады на субботник во главе с Николаем Гириловичем, – воспоминает  бывший секретарь комсомольской организации Любовь Степанова. – Нам посчастливилось трудиться плечом к плечу с тогда еще молодым скульптором Владимиром Теребуном, который за свою  дипломную работу получил премию Ленинского комсомола БССР. С тех пор дважды в год – зимой на лыжный пробег, приуроченный ко Дню Вооруженных сил, и летом – в день скорбной даты. Вместе с нами всегда приезжала и супруга Николая Петровича Римма Игоревна. К сожалению, по состоянию здоровья сегодня приехать не смогла. Совсем недавно она передала в местный музей огромный личный архив.

– Я приезжаю сюда каждый год, – делится минчанка Елена Зенько. – Сначала школьницей, затем вместе со своими детьми приезжала, сейчас – с внуками. Наша семья жила в трех километрах отсюда – в Крутой Горе. Мама рассказывала, как все сельчане прибежали за крики и стоны дальвинцев. Начали разгребать еще дымящиеся завалы, но никого в живых  уже не было. Не спаслись и те, кто пытался спрятаться в погребах – они просто задохнулись. Тогда останки людей сложили в один большой деревянный ящик и похоронили в том месте, где сейчас установлена надгробная плита с крестом. Плачу, потому что мою старшую сестру также сожгли в Засовье…

Из числа присутствующих в объектив нашей камеры попал мужчина, на лице которого, казалось, застыла скорбь.

– История этой деревни – это личная трагедия нашей семьи, – рассказывает Валерий Фридрих, который приехал сюда вместе со своей супругой и внуками. – Семья моей бабушки – Кастуси Буцвиловской в то время проживала на самой окраине. Было у нее 11 детей. Мою маму Стефанию спасло то, что она вместе с тремя братьями уже жили отдельно. Дедушку арестовали накануне войны.

По традиции на каменные плиты мемориала легли живые цветы: изящные розы, яркие гвоздики, скромные пионы. И каждый из присутствующих вместе с букетом оставлял в этом святом месте кусочек своей души.

Валентина Меняйло.