Глава 15 Конституции Республики Беларусь будет дополнена фразой «Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». Мы спросили у жителей аг. Гайна о том, насколько важно для белорусского общества на государственном уровне говорить о сохранении исторической памяти.
Мария ТРОФИМОВА, библиотекарь: Я думаю, что в первую очередь это необходимо нашей молодежи. К сожалению, сейчас многие государства – участники Второй мировой войны пытаются «переписать» историю, умалив подвиг советского народа и возвысив других. Часто приходится слышать и такую версию, что, мол, ничего бы страшного не произошло, если бы жили мы под немцами. А вы спросите у еще живых стариков: как им жилось во время оккупации? Они, хоть и были в то время детьми, все помнят.
Возможно, внесение этой фразы в Основной Закон даст толчок для более глубокого изучения истории войны в школе. Мы, работники библиотечной системы, конечно, проводим различные мероприятия, книжные выставки патриотического направления. Но этого очень мало!
Марина ЛИХТАРОВИЧ, педагог дошкольного образования: В системе образования я уже более 30 лет. И всегда мы старались воспитать в детях чувство патриотизма. Память – это святое. И очень хорошо, что сейчас это будет закреплено в Конституции. К сожалению, многие дети, да и взрослые, мало знают о Великой Отечественной войне, не помнят даже самых элементарных дат. Я считаю, что будет правильно, если этот вопрос начнут рассматривать на государственном уровне.
Мое поколение воспитывалось на рассказах живых свидетелей: отцов, дедов, дядей. В Гайне живет моя тетя – Мария Николаевна Кунская, которая прошла концлагерь. Как представишь, что она и ее сверстники пережили, становится страшно, и думаешь: только б наших детей не коснулось это горе.
Ольга КОХАН, пенсионерка: Считаю, что это дополнение обязательно надо вносить. У меня папа прошел войну: от первого дня до последнего, расписался на Рейхстаге. Мамин брат дядя Вася был разведчиком. Его фашисты поймали, пытали, звезду вырезали на спине, и я помню это с детства. Много родственников погибло. Дядя Сережа сгорел в танке 8 мая уже в Германии, дядя Володя – в Барановичах.
Поэтому для меня очень сложно и больно даже представить, что кто-то будет переделывать, переписывать историю, что нашим внукам и правнукам будут преподносить искаженную информацию. Я – за сохранение памяти и исторической правды. Пусть даже на государственном уровне.
Соня ПУНТУС, дитя войны, 81 год: Дачушечка, а разве можно такое забыть? Самих-то военных действий я не помню, зато в памяти осталось, как выживали мы после войны. Как весь израненный вернулся домой отец. Как голодали, а мама пекла лепешки с метелочек травы: перетолчет их – и печет такие праснаки. А потом папа умер, и нам стало еще тяжелее. Другой раз раздобудет мама кусочек хлеба и поделит на всех поровну, а свою долю Володе всегда отдавала: ему было 13 лет, и он уже работал. Был в семье, считай, главным добытчиком.
Это все помним мы, те, кто пережили. Еще, может, такие, как вы, знают о зверствах фашизма. А молодежи надо рассказывать, причем чем больше – тем лучше.
Сергей РАБАТКЕВИЧ, 91 год: Когда началась война, мне было 11. Поэтому хорошо помню все, что происходило, и могу рассказать, и рассказывал, пока мог приходить на встречи со школьниками. Считаю очень правильно, что гарантии государства по сохранению памяти будут закреплены в Конституции. Может, так наши дети и внуки смогут не допустить повторения тех страшных событий. Берегите мир! Это – самое важное на земле!
Записала Ирина Станкевич, «РК».