Как знают местные, в субботу в Логойске – базарный день. До обеда в районе площади 8 Марта, где расположен городской рынок, всегда многолюдно. Так было и на этот раз.
Правда, машины не стояли практически на пешеходных переходах, как это часто бывает, а рассредоточились по ближайшим стоянкам и обочинам. Даже половина площади была свободна для автотранспорта. Другую, как и всегда, заняли торговцы растениями, ремесленники, частники с медом, огурцами, кабачками со своего огорода и не только.
Внимание привлек мужчина с самой красивой продукцией – розами.
Пока Виталий, как он представился позже, рассказывал очередным покупателям о своем товаре, стало понятно, что есть здесь сорта самые разные – парковые и плетистые… Цены – тоже разные…
-- Это чайно-гибридная, вырастает до 1,2 метра, называется «луи де фюнес», -- объяснял мужчина, давая понять, что о розах он знает много.
-- У вас питомник? – спрашиваю.
-- Да.
-- А откуда вы к нам приехали?
-- Из Витебской области, Глубокский район.
В нашем городе Виталий был впервые. Преодолев немалое расстояние, остался, наверное, немного разочарован. Как говорит сам, возможно, дело еще и в том, что не совсем сезон для посадок. Хотя, по его же словам, розы в горшках с закрытой корневой системой можно садить и сейчас.
И этот, и другие гости нашего города, с кем довелось поговорить, указывали на то, что рынок у нас неудобный. И в принципе были абсолютно правы. Ведь по сути рынка, как такового, у нас и нет. Та территория, что огорожена под него, занята либо местными постоянными продавцами, либо торговцами, продающими одежду, обувь и всякую мелочевку. А людям, привозящим продукцию со своего сада-огорода, приходится искать уголок на площади 8 Марта, которая местом для торговли не является.
В общем, проблему надо решать. Нормальный рынок в городе должен быть. Ведь только на нем сейчас можно купить сезонную полезную продукцию. Например, голубику.
В этот раз ее продавали в нескольких точках по 12 рублей за килограмм. Самый бойкий торг шел у Руслана. Садовые ягоды привез в Логойск с Брестчины, из Микашевич. Предлагал разные сорта, и сладкие, и кисловатые -- «реку», «дюк», «блюкроп».
Попробовав, подумала, что эти ягоды мало чем напоминают те «бугаи», которые собирала в детстве у бабушки в Березинском районе на болотах. Но все равно было вкусно. А наблюдать за общением продавца и покупателей – еще и интересно.
Вот женщина решила купить целый ящичек голубики, это больше 5 килограмм. Попутно рассказывала, что ягоды ей не для заморозки, семьей могут съесть их за вечер. Руслан, взвешивая товар, заметил, что голубика, конечно, очень полезная. И если покупательнице так хочется ее, то, наверное, в организме чего-то не хватает.
-- А мне вот ее нельзя, она кровь сгущает, -- произнес продавец, показывая шрам через всю грудную клетку. – После операции на сердце таблетки пью.
Вот такой случайный разговор случайно встретившихся людей. А ты уже что-то немножко узнал о них…
-- Мы ж должны общаться. Мы все разные, у нас разные вкусы, но мы должны уважать друг друга.
Вы думаете, что автор материала отошла от рыночной темы? Совсем нет. Я просто процитировала другого своего собеседника – ремесленника из Зембина Сергея Фираго. По субботам он привозит в Логойск разные деревянные вещи – табуретки, столик, тарелки, ложки…
-- Ремесленничеством я занимаюсь только четвертый год, -- рассказал мужчина. – Раньше хозяйство держал: коровы были, молоко продавал, творог. А потом почувствовал, что я уже все… Продал корову – и через месяц инсульт.
Вот и еще одна немного грустная история. Правда, герой ее показался мне довольно жизнелюбивым человеком. Так увлеченно рассказывал о вещах, которые делает. О том, что мастер должен видеть, воображать свое творение еще до того, как воплотит его в жизнь. И тогда обычный кусок дерева превратится в интересную, «цепляющую взгляд» разделочную доску, тарелку или что-то другое.
Кроме Сергея, вещи, сделанные собственными руками, предлагали еще в нескольких точках. Дешевыми их не назовешь, но это в какой-то мере и оправдано. Люди вкладывали в них силы, талант, наконец, любовь к своему делу.
Также хорошо, что на рынке могут продать свою продукцию пчеловоды, хозяева личных подсобных хозяйств.
Правда, признаюсь, меня лично смущает, когда, например (ладно уж сало), а сальтисоны-колбасы греются под летним солнышком. Но тут, как говорится, не хочешь, не покупай…
Подытоживая все сказанное, скажу, что в целом логойский рынок похож на любой другой. Есть здесь все: и фрукты-овощи без ценников; и бойкие продавцы, у которых «ведро вишни для мальчиков 30 рублей, для девочек 25-ть»; и придирчивые покупатели. Но вместе с тем это единственное место в городе, где можно и поторговаться, и послушать интересные жизненные истории, и, конечно, купить то, чего нет ни в одном логойском магазине.
Татьяна Хабарова.