Об этом рассказал председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда во время общения с молодежью. Встреча прошла в рамках обучающих молодежных курсов, организованных национальным профцентром. Участие в ней приняли более 70 работников промышленности, здравоохранения, банковской сферы. Один из актуальных вопросов обсуждения — последние изменения законодательства по проведению забастовок.
«Сегодня мы видим, как в очередной раз в различных телеграмм каналах, форумах тиражируются фейки. Как искажается и абсолютно ангажировано подается информация. С одной единственной целью — взбудоражить людей. На этот раз поводом стало изменение законодательства по забастовкам, — отметил Михаил Орда. — Нам этот документ приходил на рассмотрение. Мы вносили свои предложения. Ряд из них был учтен. И на сегодняшний день Палатой Представителей в первом чтении принят законопроект, который прописывает четкие правила организации забастовки на предприятиях. Подчеркну: речь идет о правилах организации забастовки, а не о тотальном запрете на ее проведение, как это подается отдельными ресурсами. И эти правила должны быть. Это международная практика, которая одобрена, в том числе, и Международной организацией труда. Ни в одной стране мира работники не могут просто взять и объявить забастовку по любому поводу. И в Германии, и во Франции, и в Польше в законодательстве четко прописано, когда может быть объявлена забастовка, а когда нет».
Так, например, в Германии, Великобритании установлен однозначный запрет на проведение забастовок по политическим мотивам. В большинстве случаев запрещены и забастовочные акции солидарности.
При этом правила организации забастовки по трудовым спорам также четко регламентированы законодательством. Так, в большинстве стран закреплено, что любой трудовой спор между нанимателем и трудовым коллективом изначально должен решаться путем переговоров. И только когда не удается посредством разных процедур прийти к компромиссу, может быть объявлена забастовка. Но опять-таки с рядом ограничений: по срокам, времени проведения и так далее.
«Например, в той же Германии для организации забастовки необходимо опросить членов трудового коллектива. И только, если свыше 75 процентов из них изъявят готовность, тогда может быть объявлена забастовка. В Польше 50% работников должны поддержать решение о забастовке, — привел примеры Михаил Орда. — Абсолютно такие же подходы закрепляются и у нас. И если кто-то усматривает в запрете политических забастовок нарушение прав трудящихся, то такие же обвинения им следует вдвинуть и в отношении ряда западных стран».
Кроме того в большинстве государств установлен перечень тех работников, которые в принципе не имеют право на забастовку.
«И главный аргумент в европейских странах, почему нельзя определенным категориям работников бастовать в том, что это влияет на безопасность, жизнь и здоровье людей, — отметил председатель ФПБ. — У нас в перечень предприятий, где запрещены забастовки, предлагается включить опасные производства. Потому что это тоже вопрос безопасности не только трудового коллектива, но и сотен тысяч, если не миллионов других людей. Такие производства требует ежесекундного внимания и беспрекословного выполнения должностных инструкций всеми работниками без исключения. Цена попустительства здесь очень высока. Любой сбой может привести к техногенной катастрофе».
Также во время обсуждения была затронута и тема ответственности работников за участие в незаконной забастовке. И здесь Михаил Орда также привел международную практику. Во всех странах предусмотрена ответственность за незаконную забастовку. Если был нарушен порядок ее организации, ко всем участникам и организаторам применяются самые разные санкции. Например, в США — вплоть до уголовного преследования, дисквалификации, запрета на работу в федеральных государственных учреждениях. В Австрии участие в забастовке может повлечь за собой уголовное преследование (если это была незаконная забастовка); увольнение, поскольку участие в коллективной акции протеста — это нарушение трудового контракта. Во Франции незаконно бастующие работники также могут быть привлечены к ответственности виде ареста и большим штрафам. В Польше руководитель незаконной забастовки или другой акции протеста может быть подвергнут штрафу или ограничению свободы.
«Эти международные правила вырабатывались не одно десятилетие на основе опыта и практики. И служат они главной цели — исключить личные, политические, общественные манипуляции и злоупотребления», — подчеркнул Михаил Орда.
Пресс-служба МООП.