Новости
В Международный день художника
Наш корреспондент побывала на уроке в Логойской школе искусств
главное
2541 дня(-ей) назад
2
4

В тот день ребята рисовали натюрморт: предметы быта на фоне драпировки со складками.

Прежде чем приступить к работе, преподаватель Елена Никонюк напомнила мне, что главное в рисунке – построение, а потом пояснила, что и как делать. На словах вроде бы все просто, посмотрим, что же получится на деле…

Мне выделили мольберт, лист бумаги формата А3, простой карандаш и ластик. Сказать, что у меня от волнения тряслись руки, -- это ничего не сказать, а за спиной десяток пар детских глаз, которые с любопытством наблюдали за моей работой. Стала вспоминать все, что пару минут назад мне говорила Елена Михайловна. Ага. Сначала выполняется компоновка предметов на месте – рисую два овала. Затем их строю схематически, учитывая соотношение высоты к ширине. В центре каждого предмета провожу ось симметрии и на каждом изгибе рисую овал. Как оказывается все непросто. Целый час я потратила на то, чтобы нарисовать «что-то», что напоминало бы кувшин и грушу, неоднократно обращаясь за помощью к своим соседкам – ученицам 4 класса Лизе Гридюшко и Ане Войтик. Правда, в творческом порыве даже и не заметила, что рисуя линии правой рукой, левой при помощи ластика корректировала форму. При этом уже совсем не волновалась, а, оглянувшись назад, увидела, что каждый из ребят занят своим делом.

Ну вот, наконец-то вырисовывается контур моего будущего натюрморта.  И только теперь, когда все правильно построено, приступаю к передаче формы предметов посредством штриха. Кстати, на занятиях по рисунку ребята постигают азы изобразительной грамоты.

Несмотря на то, что мы рисовали с одной и той же натуры, у каждого получился натюрморт со своим характером.

Но на этом мои занятия не закончились. Мне захотелось освоить еще одну технику – роспись по ткани. Между прочим, в художественном классе этот предмет изучают по выбору, а вот в классах декоративно-прикладного искусства, наоборот, приветствуется работа с материалом.

Для того, чтобы сделать первые шаги, также пришлось основательно познакомиться с теоретической частью.  Куда уж без нее!

Елена Михайловна рассказала, что существует два вида батика – горячий и холодный. Первый – более сложный и выполняется при помощи растопленного воска. Но поскольку в художественной школе с этим видом не работают, мы остановились на традиционном холодном. Это значит, что используется не воск, а контур или резерв, который ограничивает растекание краски по ткани. Оказывается, для  того, чтобы выполнить работу в технике батик, нужны знания по рисунку, живописи и композиции. Сначала разрабатывается эскиз, то есть ребята занимаются поиском темы и определяют формат работы. И действительно, если пейзаж или натюрморт, как правило, рисуют с натуры, то батик – это так называемый полет фантазии каждого автора. То есть, разрабатываемая композиция на разные темы, близкие ученику. При этом соблюдается только технология выполнения.

Например, Маша Лагуновская очень любит Новый год. Таинственная ночь. Город замер в ожидании чуда. И тут на небе в санях появляется Дед Мороз и начинает разбрасыватьподарки…

Полину Соколову целый день «преследовала" космическая тема: в школе знакомились с планетами солнечной системы, представление в шапито тоже было посвящено звездам, а тут еще и энциклопедия… Девочка расценила это как знак. Теперь она обводила золотым и серебряным контуром космические предметы на своем батике.

Для того, чтобы придумать сюжет своей будущей работы, Кирилл Анискович принес из дома собственные маленькие машинки, а зарисовку мегаполиса выдумал сам.

У Маши Размова дома живут две серые кошки, но композиция оказалась незаконченной, поэтому пришлось дорисовать еще несколько животных. Вот и Алиса Мельянцова сначала нарисовала только рыбок и осьминогов, после чего осталось много «пустого» места – так появилась Русалочка. Работа Насти Вильтовской – теплое воспоминание о летнем отдыхе на море.

Для выполнения батика традиционно выбирают шелк, но на уроках для росписи используют обычную синтетическую ткань белого цвета, которую натягивают на подрамник. И только затем переносится эскиз. Рисунок обводится контуром соответствующей цветовой гаммы. Он обязательно должен высохнуть, так как ограничивает растекание краски за границы рисунка. Следующий этап – роспись по ткани. 

Я просто сгорала от желания быстрее взять в руки кисть и приступить к работе. Однако Елена Михайловна обратила внимание, что мазок следует наносить на расстоянии от контура, поскольку краска на водной основе сильно растекается; цвет должен вливаться в цвет; роспись необходимо производить многослойно. Увы! К моему большому сожалению, у меня ничего не получилось, и я только испортила чью-то работу. Правда, было очень стыдно. Но опытный преподаватель пришла на помощь, поделившись некоторыми секретами.  Например, если на мою мазню сразу насыпать соли, то кристаллы впитывают цвет и получиться эффект растворения. Я была спасена.

А тем временем некоторые ребята уже завершили работу над своими картинами. Им останется лишь закрепить краски при помощи горячего утюга и пара. А мне – еще многому научиться. Ведь посещая уроки в художественном отделении в Логойской ДШИ, ребята знакомятся с разными направлениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Валентина Меняйло. Фото автора.