В Логойском РЦКД 24 апреля прошел научно-практический семинар по актуальным проблемам истории интеллектуальной культуры Беларуси. Делегация научных сотрудников Национальной академии наук Республики Беларусь во главе с нашим земляком Валерием Максимовичем подготовила для логойчан содержательные выступления.
После вступительного слова Валерий Александрович зачитал свой тезис, касающийся малой родины и ее роли в творчестве белорусских поэтов. Затем он продекламировал свои стихи на приведенную выше тему.
Сергей Санько рассказал об истории института философии НАН РБ, расцвет которого пришелся на послевоенные 50-е и 60-е годы.
Поскольку весь семинар был посвящен Году малой родины, то темы докладов делегатов так или иначе были связаны с Логойщиной.
Ирина Дубенецкая рассказала о Валерьяне Протасевиче, который родился в д. Сушково, что возле Крайска.
В ХVI веке он был одним из величайших деятелей ВКЛ. Наш земляк служил писарем при королеве Бона Сфорце, затем работал в канцелярии короля Жигимонта Августа. Пиком карьеры Валерьяна Протасевича стала должность Виленского бискупа. В то время в Европе набирало обороты движение реформации, которое сопровождалось религиозными войнами. У нас, в отличии от западных соседей, вооруженных конфликтов не было. Их заменили религиозные диспуты. Именно с подачи Виленского бискупа на наших землях появились иезуиты, а вместе с ними --коллегии, в которых можно было получить хорошее образование. Таким образом, уроженец Логойщины посодействовал открытию в 1570 году Виленского университета.
Иван Новик рассказал слушателям о первом рецензенте Янки Купалы Владимире Самойло.
Оказалось, что он был его репетитором, который готовил будущего белурусского классика к поступлению в реальное училище. Жил в то время поэт в Мочанах, неподалеку от фольварка семьи Самойло. Именно Владимир одним из первых разглядел в юноше талант стихосложения и посоветовал ему попробовать напечатать стихотворение “Мужык” в газете “Северо-Западный край”, в которой он тогда работал. И не прогадал. Владимир Самойло также был известным публицистом. Он мог писать на любые темы. В 20-х годах ХХ века практически ни один номер газеты на территории современной Беларуси не выходил без его заметок.
Во время своего повторного выхода за трибуну Сергей Санько рассказал о сохранении традиций народной культуры в обрядах белорусов.
В качестве доказательств он приводил цитаты из работы Евстафия Тышкевича, в которой описан Борисовский повет. Он сделал упор на обрядах, которые проводятся в праздник “деды”. В частности, примеры заклинательных формул, при помощи которых родственники зазывали души умерших за обеденный стол, а потом просили их покинуть дом. Оказывается, что для душ пищей служил пар, подымающийся от блюд.
Александр Климовец.