Шагнув за ворота обители, я словно оказалась в другом мире. Сразу же забылась повседневная суета, уступив место спокойствию.
Первым делом в глаза бросается бронзовая скульптура Небесной Заступницы в окружении ангелов да поклонный крест из белого мрамора.
А следом за ними открывается людям сердце монастыря – Свято-Покровский храм, построенный в 1604 году канцлером Великого княжества литовского Львом Сапегой. Сколько веков и событий пронеслось над церковью. Изначально она была православной, потом – католической и униатской, но в конце концов вернулась в русло православия. Богослужения в ней не прекращались никогда.
Здесь при отступлении французских войск в ноябре 1812 года останавливался Наполеон. Понимая свое поражение, он уничтожил армейские знамена и документы, сжег Толочин, а храм не тронул, правда, забрал все, что посчитал ценным. В комнате, где ночевал император, можно увидеть фрагмент газеты, напечатанной более 200 лет назад. Ее нашли во время ремонта на стене под штукатуркой.
Во время Великой Отечественной войны храм частично пострадал, но не был разрушен.
Сейчас этот памятник виленского барокко тянется своими куполами в небо, заставляя поднять глаза, чтобы не только полюбоваться красотой старинных витражей, но и устремиться душой к Небесному престолу, куда возносятся наши молитвы. Здание имеет двухбашенный фасад и редчайший в Беларуси каменный иконостас.
В церкви много образов с ликом Богородицы. Например, старинная Белыничская икона Богоматери чудесным образом обновилась. К ней с искренней молитвой об исцелении приезжают из разных уголков Беларуси.
Еще одна старинная икона с изображением архистратига Михаила явилась во сне минскому реставратору и попросила снять с нее несколько слоев краски, что и было бережно сделано.
Всего в этом храме больше 120 икон. И о каждой из них игуменья Анфиса может рассказывать так, что слова проникают прямо в сердце.
Вообще, настоятельница монастыря – удивительный человек. Матушка Анфиса сама искренняя молитвенница. Общение с Богом проходит в Свято-Покровском и в домовом храме Всех Святых, который расположен в соседнем корпусе.
В них очень много частиц нетленных мощей угодников Божьих. Игуменья открыла маленький ковчежек с частичкой святых мощей священномученика Харалампия, привезенной во время пандемии с Афона, и мы почувствовали благоухание. По словам матушки Анфисы, оно усиливается после богослужений.
В честь этого святого в 2020 году построена часовня-храм. Во время пандемии одной из болящих сестер во сне явился ангел Афона с вестью о строительстве часовни, в которой люди могли бы молиться Харалампию Магнезийскому об избавлении от этого недуга. Сам он сказал когда-то, что где будут чтить память о нем, не будет «ни глада, ни мора или тлетворного воздуха, погубляющего плоды, но да будет на месте оном мир, здравие телесем и душам спасение…». Теперь в часовне молятся об избавлении от болезней, эпидемий и голода.
Надо сказать, что территория монастыря небольшая, но каждый шаг по ней удивляет. Рядом с центральным входом в монастырь возвышается часовня-криница Архистратига Михаила с целебной водой, которая подается из-под престола Покровского храма и доступна всем с 2017 года.
Чуть поодаль находится малая часовня святителя Николая. Обычно в ней берут благословение у великого угодника перед тем, как окунуться в часовне-купели в честь этого чудотворца. Вода в нее течет также из святого источника, берущего свое начало под престолом церкви.
Здания, в которых расположены воскресная школа, библиотека, церковная лавка, трапезные, пекарня, а также фонтан, ротонда, детская игровая площадка -- все утопает в цветах, радуя глаз. Среди множества роз и лилий прячется ухоженный огород.
В следующие выходные здесь пройдут торжества, посвященные 420-летию храма и 20-летию сегодняшнего монастыря.
-- Я глубоко убеждена, что возрождение храма и монастыря стало возможным благодаря заступничеству и желаниям самой Матери Божией, -- считает матушка Анфиса. – Благодаря Ей и нашим молитвам, сотни людей проснулись от духовной спячки и приняли участие в судьбе нашей национальной святыни. Всемерную поддержку нам оказывают местная власть, руководители предприятий и организаций района, меценаты, прихожане.
Сама игуменья за свой подвижнический труд снискала уважение и высокую награду – президентскую премию «За духовное возрождение».
Монашество – особая стезя, состоящая из молитвы и труда. Результаты старания небольшого количества насельниц монастыря впечатляют. Видно, что они прилагают все усилия для того, чтобы обитель оставалась островком веры, надежды и любви.
-- Мы спасемся только смирением, молитвой и верой, -- сказала матушка Анфиса, благословляя нас в обратный путь.